Украине сегодня жизненно необходима новая, принципиально отличающаяся от предыдущих, Программа социально-экономического развития нашего государства.

Эта Программа должна быть долгосрочной и рассчитанной на достижение важнейших Стратегических Целей развития Украины.

Такими Стратегическими Целями должны стать СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ украинского общества – индикаторы Качества жизни Человека, которые должны быть достигнуты к плановому моменту времени. Предположим, через 20-ть лет, к 2036-му году.

Главными Стратегическими Целями Украины, достижение которых к 2036-му году позволит достигнуть плановых показателей Социальных Стандартов в украинском обществе, являются размер Совокупного (Располагаемого) дохода украинских жителей и объем Национальной экономики. Это взаимосвязанные показатели.

Главные Стратегические Цели Украины к 2036-му году:

- Размер Национальной экономики (объем ВВП) – 500 млрд долларов

- Располагаемый доход среднестатистического украинца – 7000 долларов в год

Достижение такого уровня располагаемого дохода среднестатистического украинца (порог бедности, установленный ООН для жителей европейских стран) позволит реализовать сверхактуальную для сегодняшней Украины

Национальную Идею:

«Ликвидация бедности, как явления, для граждан всех социальных слоев и категорий в Украине» 

Программа социально-экономического развития Украины 2036, являясь Стратегией реализации Национальной Идеи, призвана также, при плановом росте экономики до Главного Целевого показателя, обеспечить справедливое распределение ежегодных результатов растущей экономики – Национального дохода. Часть из которого, являясь Совокупным доходом украинских жителей, должна быть справедливо распределена между украинцами различных социальных групп и категорий.

Действующая сегодня в Украине антисоциальная олигархически-чиновничья модель управления государством абсолютно несправедливо осуществляет первичное распределение и вторичное перераспределение Национального дохода, направляя в свое распоряжение значительную его часть, и таким образом искусственно тормозя развитие экономики и уровень Социальных стандартов в обществе.

По итогам 2015-го года размер украинской экономики, объем номинального ВВП составил порядка 1 трлн 900 млрд грн (порядка 85 млрд долларов).

Соответственно, совокупный Располагаемый доход украинских жителей за 2015-й год составил около 1 трлн 500 млрд грн.

Что в пересчете на одного жителя составляет порядка 35 000 грн в год (около 1450 долларов).

При этом распределение совокупного дохода между различными группами украинского населения носит абсолютно несправедливый характер, что подтверждается расчетным коэффициентом Джинни, составляющим в сегодняшней Украине менее 0,3. При том, что в развитых странах коэффициент Джинни (распределения доходов между децильными группами населения) составляет 0,75 и выше.

Диаграмма распределения Совокупного дохода 2015-го года между различными группами населения,объединенные по децильному принципу (по 10% в группе):

  • Численность населения в группе — 4,3 млн чел
  • Совокупный располагаемый доход в 2015 году — 1 500 млрд грн

 

Первоочередная задача Украины заключается в обеспечении ежегодного динамичного роста украинской экономики.

В условиях сегодняшней ее регрессивной модели это невозможно.

Сегодня украинская экономика это глубокосамортизированная, сырьевая, низкотехнологичная, перекошенная и монополизированная (неконкурентная) система псевдоэкономических отношений, доведшая до бедности наше государство и, практически, до нищеты, значительную часть украинского населения.

Украине нужна новая экономическая модель. Модель, которая в условиях огромного потенциала украинской экономики, но крайне низкого ее текущего уровня, позволит обеспечить резкий старт и динамичный, плановый рост нашей экономики. Рост, динамика которого позволит украинскому ВВП выйти на уровень Целевого показателя к 2036-му году – 500 млрд долларов.

Такая модель должна быть заложена в

«Новой экономической политике Украины»

В основу которой положена новая украинская экономическая Доктрина:

«Целевое развитие внутриукраинского рынка потребления в сочетании с выверенной политикой импортозамещения»

Вот ее основные положения:
приоритетное развитие украинского рынка потребления;
• целевое развитие сегментов украинского рынка потребления;
• формирование экономики «открытого» типа;
• сбалансированная политика импортозамещения, основанная на стимулировании развития отечественного производителя;
• демонополизация экономики;
• изменение структуры экономики Украины со стимулированием появления новых, высокотехнологичных и высокоприбыльных отраслей экономики;
• преференционная политика государства в отношении высокоприбыльных отраслей экономики;
• увеличение в структуре ВВП доли продукции малого и среднего бизнеса до 50%;
• значительное повышение производительности труда;

• продуманная структура экспорта и экспортная политика

Ставя перед собой экономическую Цель – ВВП Украины 500 млрд долларов к 2036-му году, целесообразно этот показатель раздробить на промежуточные, ежегодные показатели роста украинской экономики, каждый из которых будет являться ежегодным ориентиром и целью роста, и при этом, одновременно, мерилом эффективности деятельности всех ветвей действующей власти.

Создадим модель целевого ежегодного роста украинской экономики, задекларировав при этом те вспомогательные параметры, без которых вряд ли возможно будет достижение Главной Цели.
Общепринято, для сравнения с развитыми экономиками, оперировать объемом ВВП в долларовом эквиваленте. При этом, естественно, нас интересует размер нашей экономики в национальной валюте – гривне. Ведь именно в гривне происходит начисление наших совокупных доходов.
Для достижения ежегодного гривневого объема национальной экономики, эквивалентного целевому параметру в долларах, необходимо жестко определить еще один целевой параметр – девальвацию гривни по отношению к доллару. Зафиксируем ее на разумном уровне — не более 5% в год.
Безусловно, кроме размера номинального ВВП, нас интересует и прирост реального ВВП. Для эффективного роста которого, необходимо жестко ограничить ежегодный уровень инфляции. Но это значительно усложнит нашу модель, и сделает ее менее наглядной. О реальном ВВП мы поговорим позднее.
Вот так может выглядеть модель ежегодного Целевого роста экономики:

ГОД Номинальный ВВП,   млн грн Курс грн/долл Номинальный ВВП, млн долл Ежегодный прирост ВВП, грн
2014 1 566 728 15,67 100 000
2015 1 950 000 23,65 82 500
2016 2 262 000 24,8 91 200 +16%
2017 2 600 000 26,1 99 700 +15%
2018 2 992 000 27,4 109 000 +15%
2019 3 440 000 28,7 120 000 +15%
2020 3 956 000 30,2 131 000 +15%
2021 4 550 000 31,7 143 000 +15%
2022 5 232 000 33,3 157 000 +15%
2023 6 017 000 34,9 172 000 +15%
2024 6 920 000 36,7 189 000 +15%
2025 7 957 000 38,5 207 000 +15%
2026 9 151 000 40,4 227 000 +15%
2027 10 525 000 42,5 248 000 +15%
2028 12 102 000 44,6 271 000 +15%
2029 13 918 000 46,8 297 000 +15%
2030 16 005 000 49,2 325 000 +15%
2031 17 925 000 51,7 347 000 +12%
2032 20 077 000 54,2 370 000 +12%
2033 22 485 000 57 395 000 +12%
2034 25 185 000 59,8 421 000 +12%
2035 28 207 000 62,8 449 000 +12%
2036 31 592 000 65,9 480 000 +12%
2037 35 382 000 69,2 511 000 +12%

 

Для того, чтобы добиться такого значительного ежегодного роста украинской экономики нам необходимо произвести трансформацию структуры ее бюджетообразующих отраслей, чья сумма совокупных продуктов каждой из них образовывают Валовой Внутренний Продукт Украины.
Давайте посмотрим на сегодняшнюю структуру ВВП, сформированную из основных бюджетообразующих отраслей, производящих текущий уровень совокупного продукта.

2015 год

ВВП 100% 1920000 млн грн 85 млрд долл
Сельское хозяйство 10,2% 196 000 8,7
Промышленность 16,9% 324 500 14,4
Строительство 2,2% 42 200 1,9
Энергетика 2,9% 55 700 2,5
Торговля 14,2% 273 000 12,1
Транспорт 7% 135 000 5,9
Информация и телекоммуникации 3% 57 000 2,5
Государственное управление и оборона 4,8% 92 000 4,1
Охрана здоровья и образование 8,4% 162 000 7,1
Искусство, спорт, культура 0,8% 15 400 0,7
Финансовая и страховая деятельность 4,4% 84 500 3,7
Другие виды деятельности 24,9% 478 000 21,2

 

Если мы хотим получить значительные темпы ежегодного прироста украинской экономики, и достигнуть к 2036-му году Целевого показателя ВВП – 500 млрд долларов, то просто интенсивное развитие вышеприведенных отраслей не даст возможности значительно нарастить темпы роста экономики по двум причинам:
не соответствующие темпы прироста потребности в продукции этих отраслей;
— значительная их (отраслей) фондоотсталость.

Необходимо еще и экстенсивное развитие отраслей экономики.
Есть необходимость в появлении, или выделении из сегодняшних, новых бюджетообразующих отраслей, характеризующихся потенциально высоким удельным весом в структуре ВВП, востребованностью продукции, высокой технологичностью и добавленной стоимостью.
Такими отраслями, к примеру, могут стать:
— возобновляемая энергетика;
— оборонно-промышленный комплекс;
— информационно-коммуникационная отрасль;
— транспорт и международное сообщение;
— международный и внутренний туризм.
Некоторые из этих отраслей обладают серьезным экспортным потенциалом своих товаров и услуг, что поможет, со временем, отрицательное сальдо Платежного баланса Украины превратить в стабильно положительное.
Так может выглядеть структура ВВП Украины к 2036-му году, с учетом роста совокупного продукта до Целевого уровня 500 млрд долларов:

2036 год

ВВП 100% 33 000 000 млн грн 500 млрд долл
Сельское хозяйство 9% 2 214 000 45,0
Промышленность 16% 3 936 000 80,0
Строительство 5% 1 230 000 25,0
Энергетика (возобновляемая) 6% 1 476 000 30,0
Торговля 12% 2 952 000 60,0
Транспорт и международное сообщение 7% 1 722 000 35,0
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 6% 1 476 000 30,0
Государственное управление и оборона 6% 1 230 000 25,0
Охрана здоровья и образование 7% 1 722 000 35,0
Искусство, спорт, культура 2% 492 000 10,0
Туризм 6% 1 476 000 30,0
Финансовая и страховая деятельность 5% 1 230 000 25,0
Другие виды деятельности 13% 3 444 000 70,0

 

Приведенные планы модернизации и динамичного роста экономики достаточно амбициозны, и возможны только при обязательном выполнении следующих условий: политическая воля руководства государства и выверенные, программные действия по скорейшему стимулированию начала роста экономики.

Рост экономики возможен только при осуществлении системных инвестиций.

Задача государственных институций власти создать необходимые законодательные, правовые и преференционные условия для прихода в экономику инвестиций. Как внешних, так и внутренних. Как частных, так и государственных. 

Государство обязано начать системные инвестиции в отрасли экономики, являющиеся катализатором экономического роста: оборонно-промышленный комплекс, государственная транспортная инфраструктура и возобновляемая энергетика.

Осуществление государством инвестиций в эти отрасли, создание условий для инвестиций в другие отрасли, неизбежно создаст поток инвестиций в основной капитал государства.

Это, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поднимет потенциал украинской экономики, а в краткосрочной,- повысит совокупные доходы украинских жителей.

Заработает классическая цикличная модель экономики, превращающаяся из, многие последние годы ниспадающей в Украине, в восходящую:

- рост доходов населения – растущие покупательские настроения – растущий совокупный спрос – растущее совокупное предложение – рост ВВП – рост Национального дохода – рост Совокупного дохода – рост доходов населения-

Давайте посмотрим, как может выглядеть распределение доходов между различными децильными группами населения Украины к 2036-му году, с учетом роста размера экономики до Целевого, и при обеспечении справедливого характера распределения Совокупного дохода всех украинцев, достигающего к 2036-му году размера в 24 трлн 200 млрд грн.

  • Численность населения в группе — 4,7 млн чел
  • Совокупный располагаемый доход в 2036 году — 24 200 млрд грн

Ежегодный Целевой рост экономики, в соответствии с Программой социально-экономического развития Украины 2036, определяет плановый рост Национального дохода, который имеет две функции распределения: первичное и вторичное перераспределение, осуществляемое через публичные финансы – Бюджет.

Сегодня в Украине через бюджет перераспределяется около 45% Национального дохода. Для развивающейся страны это много.

Давайте построим модель зависимости доходной части бюджета от объема ежегодного планового ВВП, зафиксировав фискальный размер доходной части на уровне 35%, и предположив, что еще 10% будут поступать в бюджет от неналоговых поступлений:

ГОД Номинальный ВВП,   млн грн Доходная часть бюджета, млн грн
2014 1 566 728
2015 1 950 000 650 000
2016 2 262 000 780 000
2017 2 600 000 950 000
2018 2 992 000 1 050 000
2019 3 440 000 1 220 000
2020 3 956 000 1 400 000
2021 4 550 000 1 600 000
2022 5 232 000 1 850 000
2023 6 017 000 2 120 000
2024 6 920 000 2 450 000
2025 7 957 000 2 800 000
2026 9 151 000 3 200 000
2027 10 525 000 3 700 000
2028 12 102 000 4 250 000
2029 13 918 000 4 900 000
2030 16 005 000 5 600 000
2031 17 925 000 6 300 000
2032 20 077 000 7 050 000
2033 22 485 000 7 900 000
2034 25 185 000 8 800 000
2035 28 207 000 9 900 000
2036 31 592 000 11 100 000
2037 35 382 000 12 400 000

 

Таким образом, планируя ежегодный Целевой размер украинского ВВП, мы можем получать плановый ежегодный целевой показатель доходной части Бюджета.

Что позволяет планировать на годы вперед расходную часть Бюджета, предполагая, какая часть Национального дохода пойдет на Потребление, какая на Накопление, а какая на Инвестиции.

Таким образом, мы можем осуществлять долгосрочное планирование Социальных Стандартов в украинском обществе, являющихся минимальными уровнями индикаторов утвержденных в Украине показателей Качества жизни украинского населения.

Вот группы СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, которые должны быть обсуждены и утверждены в украинском обществе, и которые должны стать Целями при реализации Стратегической Программы социально-экономического развития Украины 2036:

I. Доходы населения

— среднедушевые номинальные и реальные доходы;

— показатели дифференциации доходов по различным социальным группам;

— минимальные размеры заработной платы и пенсии;

— номинальная и реальная средняя заработная плата;

— средний и реальный размер назначенной пенсии;

— величина прожиточного минимума;

— доля населения государства с доходами ниже прожиточного минимума;

— и т.д.

II. Демографические тенденции

— ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин;

— показатели рождаемости;

— показатели смертности;

— и т.д.

III. Качество здравоохранения

IV. Социальная и физическая безопасность

V. Качество питания

VI. Качество образования

VII. Комфорт жилища

VIII. Качество социальных услуг

IX. Качество окружающей среды

X. Качество культуры

XI. Структура досуга

XII. Доступность современных средств коммуникации

XIII. Обеспеченность транспортными средствами

— И.т.д.

Значительная часть вышеуказанных СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, для превращения их в Цели развития государства, должна быть вынесена, на всенародное обсуждение и утверждение, профильными специалистами.

Некоторые из этих индикаторов, полученных на основании вышеприведенной экономической Модели, мы можем предложить для обсуждения уже сегодня.

Главные Цели Стратегической Программы социально-экономического развития Украины 2036:

— Объем ВВП Украины – 500 млрд долларов

— Располагаемый доход среднестатистического украинца – 7000 долларов/год

Корреспондентные Цели, которые будут достигнуты к 2036-му году, при достижении Главных Целей:

Доходы населения

Среднедушевой располагаемый доход      7000 долл/год
Сегодня      1400 долл/год
Минимальная заработная плата       450 долл/мес
Сегодня       55 долл/мес
Минимальная пенсия       250 долл/мес
Сегодня       43 долл/мес
Средняя зарплата       1000 долл/мес
Сегодня       190 долл/мес
Средняя пенсия       450 долл/мес
Сегодня       65 долл/мес
Прожиточный минимум       300 долл/мес
Сегодня       55 долл/мес
Дифференциация доходов по различным группам населения       см. диаграмму выше