Основной проблемой современной Украины является зародившаяся в средине 90-х, и достигшая своего расцвета в наши дни, олигархическая формация общественно-экономических отношений в государстве.

Эта олигархическая система общественно-экономических отношений, на этапе своего становления, была предназначена для укрепления позиций представителей высшего эшелона украинской власти и значительного обогащения узкого круга приближенных к этой власти бизнесменов, впоследствии превратившихся в олигархов. На начальном этапе своего развития, эта система общественных отношений базировалась на неформальных договоренностях между отдельными представителями государственной власти и представителями крупного бизнеса.

Впоследствии, эта система мутировала из олигархической в еще более регрессивную олигархическо-чиновническую модель управления государством, где сегодня уже практически все представители исполнительной и, даже, законодательной власти, являются, либо, непосредственно ставленниками олигархическо-финансовых групп, либо этими группами контролируются и управляются. Система, ранее функционирующая на неформальных договоренностях, значительно укрепилась путем законодательной формализации своего доминирующего положения в общественно-экономических отношениях в украинском обществе.

Каковы основные характеристики, явно подтверждающие наличие олигархически-чиновничьей модели в системе общественных отношений и государственного управления Украины.

Вот они:

  • Несправедливое распределение значительной части Национального дохода – совокупного дохода всех украинцев, между представителями различных социальных групп и категорий украинского народа. Децильный коэффициент приближается уже к 12-ти (т.е. даже официальные доходы 10-ти процентов самых обеспеченных украинских граждан в 12-ть раз больше доходов 10-ти процентов самых малообеспеченных). Сегодня уже более 30% украинцев находятся за чертой, и без того крайне низкого, официального уровня бедности (составляющего сегодня порядка 14 тысяч грн в год);
  • Неравноправный доступ субъектов экономики, включая обычных граждан, к получению или управлению Национальными богатствами, являющимися достоянием ВСЕГО украинского народа;
  • Критичная монополизация экономики. Сопровождающаяся чрезмерной концентрацией основного капитала государства в руках представителей нескольких олигархически-финансовых групп;
  • Практически ликвидация конкуренции в экономике. Спровоцировавшая резкое падение доли малого и среднего бизнеса в структуре Валового Внутреннего Продукта (ВВП) Украины;
  • Значительная (достигшая уже критического значения) концентрация финансового капитала в руках очень небольшой группы представителей крупного капитала. Имеющая возможность влиять на девальвационные и инфляционные процессы в государстве;
  • Подавляющее большинство ведущих украинских СМИ принадлежат нескольким олигархам, что позволяет целенаправленно манипулировать сознанием бОльшей части украинских жителей;
  • Тотальная, всеохватывающая коррупция в Украине, являющаяся следствием самой природы олигархическо-чиновничьей модели управления государством;
  • Значительное, зачастую не скрываемое от общества, обогащение государственных служащих разных ветвей власти, уровней и рангов;
  • Усиливающаяся роль фискальных и карательных государственных органов, призванных держать в страхе украинцев и подавлять любые антиСистемные настроения. Суть любой олигархической модели управления государством и его экономикой заключается в достижении возможности получения олигархами, сросшимися с властью, сверхдоходов, формируемых за счет индивидуальных преференций, получаемых предприятиями олигархов от государства, и за счет коррупционного перераспределения общегосударственных доходов в пользу нескольких финансово-олигархических групп.

Как работает олигархическая модель?

В соответствии с законами макроэкономики, Национальный доход, являющийся, по сути, добавленной стоимостью, производимой всей экономикой государства, имеет две функции распределения между всеми субъектами экономики: первичное РАСпределение и вторичное ПЕРЕРАСпределение.

Первичное распределение Национального дохода осуществляется в виде общегосударственного фонда заработной платы. Это совокупный объем заработных плат всех работников всех предприятий государственной и частной формы собственности.

Вторичное перераспределение Национального дохода осуществляется через публичные финансы – государственный бюджет. Статьи государственного бюджета предусматривают затраты, связанные с общегосударственными обязательными расходами: охрана здоровья; образование; правоохранительные органы; инфраструктура; государственное управление и т.д. Также бюджет расходуется на различные социальные выплаты и субсидии (а в украинских реалиях дотируется еще и бОльшая часть Пенсионного фонда, не входящего в бюджет), и на необходимые для развития государства ИНВЕСТИЦИИ в основной капитал государства.

В большинстве развитых, или развивающихся стран мира, прошедших в своей истории период олигархической формации, олигархические кланы паразитировали на добавленной стоимости экономики, значительно сдерживая темпы роста государства, но все-таки давая ему развиваться.

В сегодняшних украинских реалиях экономическое бескультурье и патологическая жадность отечественных олигархов приводит к тому, что коррупционная выемка финансов из украинской экономики происходит не из ее прибыльной части, а уже из основного тела, увеличивая, таким образом, убытки.

Сросшаяся связка олигархов с госчиновниками искусственно занижает первичную часть распределения Национального дохода — общегосударственный фонд зарплаты. Достигая это путем официального утверждения значительно заниженного уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Это занижение первичной части Нацдохода – общегосударственного фонда зарплаты, который в любом случае нужно выплачивать, хотя и выглядит он как вынужденная подачка народу, позволяет увеличить оставшуюся часть Национального дохода. Которая, после выплаты защищенных статей бюджета, позволяет связке олигархи-чиновники выводить из бюджета, и из экономики в целом, значительные суммы. По оценкам экспертов, размер этих сумм составляет 250 – 300 млрд грн ежегодно.

В связи с размером этих коррупционно выводимых средств, денег в государстве на инвестиционное развитие уже не остается. А инвестиции – это основной источник роста экономики государства.

Именно в этом коррупционном распределении Национального дохода и государственного бюджета кроются причины того, что за последние 4-5-ть лет экономика Украины упала практически в 2,5 раза, превратив наше государство в одно из беднейших на территории Европы.

И оснований верить в то, что ситуация изменится пока, к сожалению, нет.

Лица во власти частично сменились,- Система сохранилась.

Против украинского народа и государства Украина в целом действует Система. Циничная, безответственная, антисоциальная Система олигархическо-чиновнических общественных отношений, которая продолжает паразитировать на государстве, сдерживая его экономический рост, и повышение качества жизни украинского народа.

Систему необходимо менять. Читайте статью